Генеральный директор «Группа Синара» и председатель совета директоров СКБ-банка Михаил Ходоровский: «Любой бизнес приходит к пониманию, что нужно что-то менять», Malina.am
-Михаил Яковлевич, добрый день. Большая честь для нас принимать вас в студии телеканала «Малина». Спасибо, что на интервью согласились.
-Здравствуйте.
-Первый вопрос у меня к вам, конечно, про впечатления от сегодняшнего собрания, потому что его формула несколько изменена, добавлена вот эта интерактивность. Попытка дискуссионности. Будем справедливо отмечать, что, наверное, в полной мере это дискуссией назвать нельзя, но, тем не менее, достаточно острые и такие открытые вещи говорились спикерами. Как вам?
-Очень интересное сегодня было мероприятие и годовое собрание, к которому все бизнес-сообщество Свердловской области всегда готовится очень серьезно, и я думаю, что такая современная форма, на мой взгляд, очень эффективная и градус дискуссии говорит о том, Свердловский союз промышленников и предпринимателей развивается. И представляет достаточно серьезную силу и площадку для того, чтобы обсуждать проблему, которые существуют в бизнесе, в бизнес-сообществе и на территории Свердловской области. И те возможности, которые при серьезной, взвешенной и совместной работе могут привести и к эффективности конкретных бизнесов, конкретных компаний, предприятий. И я полагаю, к синергии. Уже если иметь в виду территорию Свердловской области.
- И сразу второй вопрос по услышанному сегодня в зале. Не удивили ли вас, может быть, шокировали, а может, показались естественными, результаты вот этого интерактивного голосования, которое среди участников встречи сегодня проводилось. Во-первых, вы помните, что более половины, а именно пятьдесят пять процентов присутствующих в зале сказали, что не слишком благоприятный деловой климат в Свердловской области. Как вы оцениваете результаты этого опроса, пугают ли они вас или кажутся нормальными?
- Мне не кажутся они неожиданными. И не кажутся какими-то, которые могли бы как-то восприниматься негативно. Мне кажется, что это нормально. И каждый вправе. И очень хорошо, что откровенно высказываются позиции. Вы слышали это и в дискуссии, и у микрофона, и от коллег, которые сидели в президиуме. Как раз это является индикатором зрелости бизнес-сообщества и градуса деловой жизни в Свердловской области. И это является в том числе и залогом того, что мы движемся вперед.
- Мы даже с коллегами пошутили, что, может быть, результаты опроса были таковыми, потому что голосование проводилось анонимно. Если бы голосовать пришлось открыто, вероятно, они стали бы другими. Но, тем не менее, я надеюсь, что все-таки объективность и открытость – это как раз черта подобных встреч. Но я хотела спросить вас, конечно же, про другой опрос, результаты которого меня слегка расстроили. Как вы прокомментируете то, что семьдесят шесть, если я не ошибаюсь, процентов респондентов сказали, что не пользуются мерами господдержки для бизнеса. В чем тут корень зла, они о них не знают. Меры господдержки недостаточно представлены, я имею в виду, по отраслям, по секторам, недостаточно эффективные. В чем вопрос?
- Я думаю, что, в первую очередь, на мой взгляд, будет правильно сказать о том, что и нет задачи, чтобы сто процентов пользовались мерами государственной поддержки. Меры государственной поддержки должны стимулировать и тонизировать те сферы деятельности, в том числе и бизнеса, в которых заинтересовано государство. В разных ипостасях. На федеральном уровне, на уровне субъекта федерации, надо выйти на уровень муниципального образования. Если власть видит необходимость задействовать силы немалые и серьезные в решении какой-то задачи – региональной, территориальной, федеральной – оно должно выстроить мотивационную схему. И в этом и состоит сермяжная правда. Но в Свердловской области, на мой взгляд, удалось создать и, в том числе, с помощью Свердловского союза промышленников и предпринимателей, механизм взаимодействия власти на всех этих уровнях и бизнеса. И по этой дороге надо продолжать идти.
- Ну, действительно, многие отмечали, что и участие областных властей систематичное, что, наверное, очень важно для того, чтобы можно было лучше слышать и понимать друг друга. Хочу поговорить про важный, глобальный ваш проект «Уральские локомотивы» совместно с Siemens. Высокую оценку он получил и даже зарубежных коллег. Какие перспективы этого проекта и насколько его развитие говорит о том, что ландшафт вообще
перевозок в России может измениться?
- Для нас это очень серьезная составляющая нашего бизнеса. Я имею в виду, Группу Синара. И без ложной скромности хочу сказать, что это успешный бизнес. И наши коллеги немецкие из Siemens, значит, конечно, тоже вкладывают немало сил, также, как и мы, для того чтобы эта тема развивалась. Вы знаете о том, что начали мы с производства тяжелых электровозов. И там есть и машины, которые мы сейчас выпускаем, и которые начали производить сами, а потом, в середине десятого года первого июля, уже когда было создано совместное предприятие, то начали производиться ещё и «Граниты», более тяжелые машины. Но последняя позиция – это, конечно, новый завод. Завод с иголочки, вы правы. Это если не лучший, то один из лучших в Европе в силу того, что это последний, который был построен. Завод по производству скоростных поездов «Ласточек». Это и уникальный для нас опыт, и уникальный результат, потому что за последние я не знаю, сколько лет прецедентов особых не было, особенно, в машиностроении. Это производство с высокой добавленной стоимостью. А в транспортном машиностроении тем более чтобы за полтора года были с нуля построены заводы. Ну и не вижу оснований сомневаться, что все графики и все задачи, которые мы ставим на среднестрочную перспективу, они будут выполнены, будут выполнены обязательно, об этом совершенно точно мы сейчас уже чувствуем. Я думаю, что не за горами. И совсем близко тот момент, когда мы объявим о том, что мы готовы первый поезд отправить на сертификацию. Уже есть приглашения. Да, вот. И, конечно, вы сказали об изменении ландшафта. Россия и все население уже заслуживает того, чтобы начать ездить на короткие и среднедальние расстояния. Для того, чтобы в комфорте ездить, значит, ничем не отличаться от европейцев, которые достаточно давно уже ездят в этих условиях. «Ласточка» может производиться для разных сфер использования. И для пригородных сообщений, и для среднедальних расстояний, и для так называемых ночных поездов. Любые потребности готовы удовлетворить. В этой экономической конъектуре наличие таких основательных партнеров, как российские железные дороги для нас, конечно, чрезвычайно почетно, ответственно, но мы уверены, что мы справимся.
- Спасибо большое за развернутый ответ. Михаил Яковлевич, я заранее извиняюсь, если формулировка моего следующего вопроса покажется вам некорректной, но не могу не спросить, пользуясь, собственно, тем случаем, что вы оказались в нашей студии. Я хочу поговорить про смену руководства в СКБ-банке, где Синара мажоритарный акционер. Все мы помним, что совет директоров в конце тринадцатого года сместил с поста председателя банка Владимира Пухова. Это место занял Илья Зибарев. Я бы хотела вашу личную оценку ситуации получить и даже, наверное, так бы сформулировала вопрос, поскольку время уже прошло. Вопрос о правильности этого решения. Насколько вам оно кажется верным сейчас.
- Во-первых, я хотел бы сказать, что, если мы что-то делаем, мы рассчитываем, что это правильно. А во-вторых, давайте немножко трансформируем ваш вопрос. Я полагаю, что речь идет о том, как себя чувствует СКБ-банк, как он собирается дальше развиваться.
- Конечно.
- Как председатель совета директоров, в первую очередь, я готов совершенно ответственно заявить, что он себя уверенно и надежно. Как, впрочем, и последние пятнадцать лет своего существования и развития. Другой разговор, что в жизни любого бизнеса, а банковские организации, кредитные организации более чувствительны к изменению внешней среды. Каждая бизнес-структура приходит к пониманию, что нужно что-то менять. Менять в тактике поведения, в стратегии развития. А когда ещё возникают новые требования регулятора, когда меняется нормы препуциального надзора, когда вводятся новые международные принципы, я имею в виду, конечно, в первую очередь, «Базель III», несомненно, нагрузка на эти изменения повышается в разы. СКБ-банк пришел тоже к необходимости каких-то изменений, они не радикальные, но они все равно требуются. Совет директоров принял решение, что надо подумать о новой стратегии развития. И в этом контексте сейчас некоторые вещи там внутри делаются.
Несомненно, четырнадцатый год для всех кредитных организаций будет непростым, сложным очень. Я думаю, что практически все будут демонстрировать существенно более низкий темп и развития бизнеса, и, наверное, зарабатывания прибыли, потому что риски гипертрофированы. И сейчас очень важно, чтобы темпы развития соответствовали, значит, конечно, этим возможностям, которые наверняка есть. Для профессиональных людей тут ничего неожиданного нет, просто надо немножечко перестроиться на марш и с тем, чтобы в пятнадцатом году, когда, я надеюсь, что рынки начнут открываться, мы смогли бы нарастить темп и вернуться к привычным уже, может быть, для СКБ-банка и для тех, кто его хорошо знает, темпам, которые, несколько лет назад демонстрировали двукратное увеличение бизнеса. Но это же не самоцель. Вопрос в том, чтобы наши клиенты чувствовали себя комфортно у нас, были уверены в завтрашнем дне. А мы всегда уверены, что мы их деньги сохраним и приумножим. Это императив.
- Вы очень уверенно об этом говорите. Вам нельзя не верить. Спасибо огромное за интервью. Желаю, безусловно, удачи в воплощении всех ваших глобальных проектов.
- Спасибо. И до встречи.